Итоги 2018 года: профессиональные, общественные , личные

Говорят, думать, в принципе, полезно. Предположу, что размышлять над пройденным отрезком пути – упражнение развивающее. Надеюсь, что могу это себе позволить (в собственном блоге).

 

Профессиональные

 

Приходится признать, что, будучи закоренелым трудоголиком, отделять работу от жизни я пока не научился. В этот раздел собрал то, что должно бы относиться к сфере моих профессиональных интересов.

 

Проект «Dialogue in the Dark” (Россия)

 

В сентябре 2016 года я пришёл на работу в ГМКЦ «Интеграция» им. Н.А. Островского, а в августе 2017 года принял руководство проектом «Диалог в темноте». Оно примерно совпало с фактическим переездом отдела социокультурных проектов и программ в здание Музея Островского – на Тверскую 14. Таким образом, формально анализируем почти полтора года работы.

Основное направление – бизнес-тренинги Проекта «Диалог в темноте» — получило своё развитие. Качественный рост наглядно оценить сложно (разве что систематически возвращающиеся крупные клиенты, которые в 2018 году заказывали по два и даже три бизнес-тренинга). Особняком отстоят масштабные выездные мероприятия – от 40 до 110 участников (таких в 2018 году было минимум 5). Есть и содержательные прорывы, т.е. мы стали лучше проводить тренинги (глубже понимать групповую динамику, предлагать участникам более вдумчивые наблюдения, вместе приходить к более осознанным выводам), но об этом трудно рассуждать без анализа конкретных тренингов (которому мы уделяем время за закрытыми дверьми).

Мы разработали и внедрили новый продукт – «Новый год в темноте»: и на коллегах его обкатали, и на клиентах апробировали. Как и в любом деле, есть, куда расти, но это уже полноценный продукт. За ним пойдёт тренинг по развитию памяти (наметили на февраль 2019 года) и другие активности (в том числе для малых групп).

Вообще, за 2017-2018 годы произошло очень значительное расширение продуктовой линейки. Помимо собственно бизнес-тренингов, которыми занимается команда DiD, мы организуем и проводим «Концерты в темноте», к которым сейчас прибавляются и спектакли (отдельное интереснейшее направление).

Принципиально важно то, что наш небольшой коллектив на 90% состоит из слепых и слабовидящих, которые и занимаются организацией и проведением мероприятий, взаимодействуют с коллегами и клиентами, решают каждодневные рабочие задачи. Мы не просто «состоим», а развиваемся: существенно приросли аналитико-методическим потенциалом (для чего моему другу пришлось променять размеренную жизнь в Культурной Столице на суматоху Москвы) и вернули обратно административную душу проекта (придётся ей всё-таки совмещать радость материнства с успешной карьерой). Громадьё планов на 2019 год настолько велико, что мы начали отбирать и готовить фрилансеров для наших активностей.

В целом, 2018 год был, скорее, направлен на стабилизацию отношений в коллективе и осмысление производственных задач. В 2019 году мы концентрируемся на повышении эффективности наряду с более активным внешним позиционированием.

 

Сотрудничество с Порталом «Особый взгляд» и Фондом «Искусство, наука и спорт»

 

Осенью 2018 года в мою размеренную жизнь офисно-планктонного характера стремительным домкратом ворвалось самое натуральное турне. Сочи, Красноярск, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург – за полтора месяца (с конца октября по начало декабря). И везде (на презентациях, телевидении и радио) всем (журналистам, чиновникам, заинтересованной общественности и просто друг другу) мы рассказывали о Портале «Особый взгляд» и реальных возможностях слепых и слабовидящих людей. Информационные технологии, тифлокомментирование, доступность музейного пространства, деятельность специальных библиотек для слепых и региональных организаций ВОС – в общем, родная стихия.
Ещё раз обратил внимание на то, что «прочные социальные связи» – это не просто слова: очень здорово, что в любом крупном городе России я могу найти знакомых, коллег и даже друзей.
Кстати, Портал «Особый взгляд» тоже рекомендую. Во-первых, там действительно немало полезных статей, к созданию которых активно привлекаются слепые и слабовидящие, во-вторых, он занимает достаточно активную позицию в процессе формирования адекватного образа человека с инвалидностью по зрению, а, в-третьих, картинки оттифлокомментированы, текст материалов начитан дикторами, коллекция фильмов с тифлокомментариями пополняется, в календарь доступных мероприятий добавляются события… Впрочем, кажется, где-то это я уже говорил…

 

Общественные

 

«Изменение общественного мнения в отношении людей с инвалидностью» для меня тоже сильно больше, чем просто слова. Эту сферу я воспринимаю очень лично. Пожалуй, самое точная формулировка моих мотивов и действий выглядит так: «Современное российское общество проделывает трудный путь от «инвалида» к «человеку». Я очень хочу пройти его вместе».

 

Стандарт по доступности цифрового контента

 

Сначала матчасть:
В октябре 2018 года авторским коллективом (В.Н. Довыденков, А.В. Зеленов, А.Н. Камынин и А.Д. Попко – все четверо незрячие) был разработан проект национального стандарта по доступности цифрового контента (точное название не привожу, т.к. оно ещё может поменяться). Он основан на ведущем международном документе – WEB-Content Accessibility Guidelines 2.1, который разработал World Wide WEB Consortium (W3C).
Административный импульс этому документу придала Комиссия по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации: на одном из заседаний рабочей группы Советник Президента А.Ю. Левицкая услышала мою пламенную речь о проблемах доступности Интернет-сайтов и мобильных приложений отечественных разработчиков. Она прониклась проблемой, после чего проблема актуализировалась на уровне МинКомСвязи и МинТруда. Решение, как обычно и бывает, было принято не без проволочек, поэтому на реальную работу над текстом был всего месяц (что неприлично мало по любым меркам). С другой стороны, мы фактически получили полный карт-бланш в плане содержания и наполнения документа.

На моей памяти, ни один проект Национального Стандарта, связанный с проблемами людей с инвалидностью, не вызывал столь живого интереса. Очень допускаю, что у меня просто недостаточно опыта, но документом интересуются все: и ведущие эксперты в сфере разработки адаптивных решений, и министерства и ведомства, и финансовые учреждения. Сам Регулятор (Банк России) подготовил замечания и предложения по тексту документа (63, между прочим, позиции).

В I квартале 2019 года мы (авторский коллектив) рассмотрим все предложения и постараемся учесть разумную их часть (что должно ещё больше повысить качество документа), а в сентябре работа над текстом будет завершена. Есть надежда, что ГОСТ вступит в силу уже в 2020 году.

В 2019 году, скорее всего, решится то, как именно вопрос доступности цифрового контента отразится в современном Российском законодательстве.

 

Встреча с Д.А. Медведевым и другие общественно значимые мероприятия

 

21 ноября 2018 г. состоялась встреча Премьер-министра Правительства России Дмитрия Медведева с представителями общественных организаций инвалидов.

Я поднял два вопроса: доступность Интернет-ресурсов и мобильных приложений отечественных разработчиков и включение самих людей с инвалидностью в процесс реализации решений, связанных с повышением доступности окружающей среды: «В органах власти всех уровней должны появиться чиновники с инвалидностью: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди, передвигающиеся на инвалидной коляске. С ними нужно взаимодействовать: ставить задачи, поощрять за качественную работу и увольнять за лень или профнепригодность. Только эта мера позволит повысить качество принимаемых решений».

По итогам этой встречи были подготовлены поручения,

среди которых особенное внимание привлекают пункты 7, 9 и 14. Так, до 13 мая 2019 года МинТруда должно выработать собственную позицию: где следует отразить требование доступности цифрового контента (мне пока известно про два варианта — ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ФЗ-126 «О связи») и согласовать её с МинКомСвязи.

Помимо этой встречи были и другие представительные собрания. Так, в январе состоялось заседание Комиссии по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации, на котором также прозвучал вопрос о цифровой доступности. Упомянул даже Bitrix24 и Telegramm (отечественные сервисы с очень ярко выраженными проблемами доступности), но видимых результатов это не принесло.

Довольно содержательно проходили заседания рабочей группы Банка России по повышению финансовой доступности для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения. На последнем (17 декабря) я тоже представил проект стандарта по цифровой доступности Председателю Эльвире Набиуллиной и инициатору совета, члену Общественной Палаты Российской Федерации Диане Гурцкая.

 

Выступления в СМИ

 

Второе полугодие 2018 года оказалось очень плодотворным с точки зрения публичных выступлений.

 

Wylsacom

16 июля 2018 года на Канале Wylsacom опубликован часовой ролик: «Как незрячий пользуется iPhone, MacBook и Apple Watch»:

На 31 декабря 2018 года часовой ролик (созданный по инициативе «Сбербанка») набрал больше миллиона просмотров, почти 66 тысяч «лайков» и 2 тысячи «дислайков» (любопытно: кто эти люди?) и порядка 5300 комментариев. Когда мне становится совсем грустно и я понимаю, что жизнь не удалась (примерно раз в месяц-полтора-два), я захожу и просматриваю последние записи (на какие-то даже отвечаю).

Если верить комментариям, то после этого ролика многие установили приложение «BeMyEyes» для удалённой помощи незрячим, пересмотрели собственные практики разработки в сторону большей доступности, по-новому взглянули на мир вокруг.

Мне пришлось глубже освоить YouTube под iOS,признать важность планирования публичных выступлений и связности речи, выслушать пару комплиментов от незнакомых людей на улицах и в метро.

 

VC и TJournal

 

Ещё два обширных материала (в текстовой форме — long-read’ов) появились летом и осенью. Первый — технический — «Жизнь без дисплеев» — также организовал «Сбербанк» и Портал VC.ru. Зато второй — «Никто из слепых не видит никакой абсолютной темноты» — возник естественным путём: «Пресс-секретарь №1» обратился к своей аудитории с предложением накидать вопросы незрячему. Ну и накидали: пришлось просыпаться в 4 утра и сочинять хоть сколько-нибудь нетривиальные ответы. По-моему, усилия себя окупили.

 

Другие выступления

 

Навскидку вспоминается не так уж и много материалов:

  • Статья в «РБК» про собеседования в необычных условиях — помню, что беседовал с автором материала из своего гостиничного номера в Сочи. Из открытого балкона доносился тёплый ветерок и звуки гитарной музыки, а я пытался объяснить по телефону неимоверные преимущества Темноты для собеседований с потенциальными руководителями.
  • Обзорный материал про Темноту от наших партнёров — Портала DisLife: по-моему, мы так увлекаемся своей работой, что можем ненароком перегрузить ни в чём не повинных интервьюеров.
  • Под конец года появился настолько же обширный, насколько и сумбурный материал — расшифровка моей беседы с корреспондентом INFO24. Интересно, что можно вынести из этого разговора? Может, когда-нибудь дойдут руки и я его просто перепишу?.. Правда, книгу родить придётся…

 

Личное

 

Среди тех вопросов, которые можно отнести к сфере «личных интересов» и при этом описать публично, можно выделить как минимум две истории: мой интерес к WordPress’у и стремление позаниматься собственной «физикой».

 

WordPress

 

Иногда приходится признать, что предыдущие попытки «войти в воду» были неудачными. Я вложил очень много сил и времени в Drupal, но, к сожалению, забросил собственный сайт, так и не преодолев состояния отсутствия интереса. Поигрывался в своё время и с Joomla, но тоже, откровенно говоря, не преуспел. Сейчас мне интересно — и строить сайт, постепенно углубляясь в технологии WordPress, и публиковать при этом какие-то материалы. Я очень надеюсь, что моего интереса хватит на то, чтобы систематизировать собственное присутствие в информационной сфере, и на то, чтобы улучшить сайт «Диалога в темноте».

Делая свои первые шаги с WordPress’ом, я обратил внимание на то, что искать учебные материалы я сразу начинаю не на русском, а на английском языке. Да и интерфейс сайта я сразу переключил на английский — как-то само-собой получилось.

 

Пара слов о физкультуре

Абонемент в тренажёрный зал – самая весомая инвестиция конца года: и нервных клеток, и денег ушло сильно больше, чем можно было бы ожидать. С первого раза приобрести абонемент не удалось (см. публикацию на Facebbook), но затем решение обнаружилось (и об этом тоже надо будет отдельно написать).

Говорят, что стандартный способ заставить себя заниматься фитнесом — приобрести дорогой абонемент. Мне не хочется выяснять, в каком проценте случаев этот механизм не срабатывает, а хочется надеяться, что хоть какие-то стандартные решения мне тоже подходят.

 

Недоработки

 

Преодолев сомнения, обозначу и те моменты, на которых надо будет сосредоточить усилия в наступившем 2019 году.

 

Библиотека «Логос»

 

Фактически я отошёл от дел ещё в октябре 2018 года — иначе многие решения в плане финансирования были бы принципиально иными. Речь, разумеется, не идёт о том, чтобы сделать удалённый доступ к «говорящим» книгам платным для незрячих читателей: в такой постановке вопрос никогда всерьёз не поднимался.

Несмотря на публичную «передачу полномочий» (см. выпуск 279 программы «Кухня Радио ВОС» от 30 ноября 2018 года) я формально остаюсь генеральным директором АНО «Библиотека «Логос». С Ликвидации этого разрыва между теорией и практикой и нужно будет начать мой общественно-профессиональный год.

 

Доступность Bitrix24

 

Хотелось бы написать: «Несмотря на все усилия», но усилий, как мне кажется, как раз и было недостаточно.

Петицию на Change.org на текущий момент подписали больше 1600 человек, везде, где это возможно, я упоминаю про проблемы доступности (см. интервью Wylsacom, материалы VC и TJ, расшифровку заседания комиссии по делам инвалидов в январе 2018), но доступность этой платформы ухудшается.

В этом отношении 2019 год будет решающим: либо разработчиков удастся развернуть лицом к проблеме доступности, либо от использования этого отечественного сервиса придётся отказываться. Это, конечно, было бы оч-чень жаль…

 

Канал «Слепой стендап» на YouTube

 

Находясь под впечатлением от ролика с Wylsacom и формата «Слепой стендап», я создал Youtube-канал и даже опубликовал несколько скромных (и один — нескромный по своей продолжительности) роликов. По всей видимости, одних только впечатлений для сколько-нибудь планомерной съёмки и публикации видео недостаточно, поэтому канал сейчас фактически заморожен.

Не уверен, что у меня хватит личных мотивов продолжать эту деятельность, а на отзывы зрителей или поддержку близкого круга, к сожалению, рассчитывать не приходится. По всей видимости, проект ещё не преодолел состояние собственного покоя и судьба его не вполне определённа.

 

Послесловие

 

Вот так, в общих чертах, и выглядел мой персональный 2018 год. Хорошо то, что собрался с силами, вспомнил, подумал и дописал: «Жизнеописание утопающего — известно, чьих рук занятие».

Если и в следующем году дело дойдёт до дела, обещаю, во-первых, писать короче, а, во-вторых, давать ссылки на собственный сайт, а не на сторонние ресурсы.

И традиционная банальность в конце: «Всех, кто дочитал до этого места, я готов лично поздравлять с днём рождения… так что, мама, выезжаю — жди».

Оставьте комментарий