Современные информационные технологии и незрячие пользователи: адаптивные решения и доступный цифровой контент (часть 2)

Вторая часть статьи продолжает тему использования современных информационных технологий пользователями с нарушением (точнее даже с полным отсутствием) зрения. Здесь кратко затрагиваются вопросы доступности цифрового контента и современных тенденций развития адаптивных решений, а также предлагается краткий (и совершенно неисчерпывающий) обзор того, насколько серьёзно воспринимают тему цифровой инклюзии мировые лидеры в сфере информационных технологий.

 

Доступность цифрового контента

Итак, между незрячим пользователем и интерфейсом информационного сервиса появляется вынужденный посредник – программа экранного доступа. И здесь сразу приходится вспоминать о том, что глазами человек смотрит, а видит он всё-таки головой. Иными словами, при помощи органов зрения человек всего лишь воспринимает форму, цвет, размер и местоположение элемента интерфейса, а затем мозг обрабатывает эту информацию и понимает, как и для чего этот элемент интерфейса использовать.

Приведём самый простой пример. Зрячий пользователь в Интернет-обозревателе открывает WEB-страницу с интересующей статьёй и легко находит её заголовок. Пользователь идентифицирует определённый текст в качестве заголовка, оценивая местоположение надписи, размер и начертание символов. Программа экранного доступа тоже может отследить эти параметры и сообщить их пользователю, но в отличие от человека ей заголовок статьи «в глаза не бросится». Это означает, что программа экранного доступа будет вынуждена озвучивать любое изменение шрифта на WEB-странице, а незрячему пользователю придётся воспринимать избыточный объём совершенно нефункциональной (читай «бесполезной») информации.

Из этого примера можно сделать вывод о том, что программа экранного доступа на нынешнем этапе своего развития «не умеет» обращать внимание на плохо формализуемые свойства цифрового контента (или данных, представленных в электронно-цифровой форме). У разработчика возникает необходимость придерживаться определённых конвенциональных норм, т.е. в приведённом примере – выполнения правил HTML-разметки. Он уже не может позволить себе опираться исключительно на месторасположение и свойства шрифта для обозначения заголовка, а должен придерживаться механизмов, заложенных используемым инструментарием (в случае с HTML-разметкой – специальных тегов обозначения начала и конца заголовка). При этом и месторасположение, и свойства шрифта заголовка могут быть любыми, т.е. обеспечение доступности цифрового контента не накладывает дополнительных ограничений на отображение (визуальное представление) информации.

Иными словами, для того, чтобы адаптивные решения (в данном случае – программа экранного доступа) могла адекватно представить пользователю необходимую информацию (в данном случае – заголовок на WEB-странице), разработчик этой WEB-страницы должен придерживаться определённых правил в процессе создания цифрового контента. Правильная разметка важна не только для того, чтобы программа экранного доступа сообщила пользователю о заголовке, но и, например, для того, чтобы обеспечить пользователю возможность быстро перемещаться по элементам WEB-страницы (взглядом-то он по тексту тоже двигать не может – ему надо курсор по тексту двигать… А откуда курсор на WEB-странице со статьёй? – А его специально программа экранного доступа создала виртуальным (невидимым для зрячих), чтобы по странице перемещаться). Иными словами, адаптивные решения – это сложные программные продукты, которые опираются на правильное (соответствующее руководствам) использование средств разработки. Больше того, разработчики операционных систем и сред программирования специально разрабатывают и предоставляют всем желающим автоматизированные программные интерфейсы (API), которые призваны повысить доступность сторонних (по отношению к самой операционной системе) программных продуктов.

Неудовлетворительная HTML-разметка WEB-страницы представляет собой один (сравнительно небольшой) блок барьеров доступности. Есть много других: отсутствие текстовых подписей у элементов интерфейса, невозможность принять клавиатурный фокус, неправильно указанные свойства и атрибуты элементов управления, безальтернативные графические коды подтверждения (Captcha). Таких провалов доступности особенно много в отечественных информационных сервисах, а поскольку (как мы раньше выяснили) ограниченный пользовательский интерфейс накладывает ограничения и на функционал, незрячие пользователи превращаются в инвалидов, т.е. становятся пользователями информационного сервиса с очень ограниченными функциональными возможностями.

Проблема соответствия цифрового контента требованиям доступности (accessibility requirements) решается мировым сообществом уже больше 20 лет. Для этого используются механизмы общественного и государственного стимулирования. Так, по мнению ведущих экспертов в сфере адаптивных технологий: «Компания Apple обеспечила доступность своих компьютеров и смартфонов не от доброты душевной. Отсутствие средств универсального доступа лишило бы Apple возможности участвовать в государственных закупках для системы среднего и высшего образования США».

В результате появляются отраслевые стандарты обеспечения доступности, ключевым из которых стало Руководство по обеспечению доступности WEB-контента (WEB-content accessibility guidelines), разработанного Консорциумом Всемирной Паутины (World Wide WEB Consortium – W3C). Именно этот документ и лёг в основу новой редакции национального стандарта Российской Федерации ГОСТ-Р 52872-2019: «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и иных лиц с ограничениями жизнедеятельности» (для краткости его можно называть «ГОСТом по доступности цифрового контента»), который вступил в силу 1 апреля 2020 года.

С появлением дееспособного национального стандарта по обеспечению доступности цифрового контента возникает надежда на его использование – в первую очередь со стороны официальных Интернет-представительств органов государственной и муниципальной власти, а также социально значимых организаций и учреждений. Популяризация идей обеспечения доступности направлена не только на обеспечение равного доступа к информации, но и на решение проблем интеграции людей с инвалидностью в общество, их сколько-нибудь эффективное образование и трудоустройство.

Резюмируем несколько важных соображений:

  1. Требования доступности цифрового контента довольно чётко определены в Национальном Стандарте Российской Федерации, разработанном на основе ведущих международных документов (WCAG1). При этом ГОСТ по цифровой доступности представляет собой высокоуровневый документ, т.е. он определяет принципы, положения и критерии успешного применения, но не регламентирует конкретные механизмы и решения, оставляя творческую составляющую таланту и способностям каждого разработчика;
  2. Технические решения, необходимые для обеспечения доступности цифрового контента, в значительной степени закладываются на уровне средств разработки. Иными словами, подавляющее большинство конкретных решений в сфере обеспечения доступности цифрового контента уже существуют. В значительном своём большинстве (и особенно на начальном этапе повышения доступности) решения нужно применять, а не изобретать;
  3. Выполнение требований доступности – задача и обязанность разработчика информационного сервиса, которая по существу представляет собой культуру программирования и не требует качественно новых знаний, подходов или решений;
  4. Повышение доступности информационных сервисов является не технической, а административно-социальной проблемой. Иными словами, необходимо повышать приоритет вопросов обеспечения доступности у владельцев и разработчиков информационных сервисов;
  5. Обеспечение доступности вообще и цифрового контента – в частности невозможно без активного вовлечения в процесс изучения, оценки и принятия решений представителей целевой аудитории, т.е. самих незрячих пользователей.

 

Текущее положение дел и обозримые перспективы

Давайте взглянем на то, как развивается сфера информационной доступности для незрячих пользователей. Взгляд, разумеется, будет субъективным – и выхватит отдельные адаптивные аппаратные и программные решения, а также тенденции и компании.

Специализированные аппаратные решения

Сфера разработки специализированных (адаптивных) аппаратных решений для незрячих пользователей, которую мы раньше назвали бы «тифлотехникой», постепенно сужается. Отпадает необходимость в самостоятельных специализированных устройствах, поскольку современный сенсорный смартфон с дополнительным программным обеспечением способен решать многие специфические задачи незрячих пользователей. Помимо уже упоминавшегося определителя номинала денежных купюр это определитель цвета и уровня освещённости, устройство для воспроизведения «говорящих» книг (в России – тифлофлешплеер, а в мире – DAISY Player), органайзер для слепых, диктофон, идентификатор объектов (за счёт чтения QR-кодов, штрих-кодов, использования NFC-меток или возможностей искусственного интеллекта) и т.д.

Разработку нишевых (специально для незрячих) высокотехнологичных аппаратных решений становится всё труднее оправдать с экономических и функциональных позиций. Взглянем на две условные аппаратные новинки – «умные» наручные часы Dot Watch и носимую камеру Orcam My Eye II.

Dot Watch, имеющий четыре Брайлевских модуля, сопоставим по стоимости с Apple Watch, доступность которых обеспечивается программой экранного доступа Voice Over для watchOS, но при этом Dot Watch значительно уступает по функционалу. Единственным (правда, очень существенным для незрячих пользователей) неоспоримым преимуществом оказывается способ взаимодействия с часами – возможность читать по-Брайлю, не рассчитывая на слух (собственный и окружающих).

Носимая камера Orcam MyEye II способна распознавать и озвучивать «плоскопечатный» текст, деньги, людей и лица, а также некоторые объекты. Простота эксплуатации сочетается с инновационными способами управления (чтобы узнать текущее время, достаточно направить камеру на запястье; чтобы прочитать текст – указать на страницу пальцем), но стоимость почти в четыре тысячи Евро существенно ограничивает популярность этого решения. К тому же, на рынке существуют мобильные приложения, которые можно считать функциональными аналогами.

Таким образом, если Dot Watch в его нынешнем виде имеет некоторые рыночные перспективы, то Orcam, скорее, интересен теоретически – своим технологическим потенциалом, поскольку позволяет заглянуть в будущее незрячих пользователей.

Можно высказать осторожное предположение, что если в ближайшем будущем не появится прорывных аппаратных технологий, то ключевым высокотехнологичным адаптивным решением, востребованным среди незрячих пользователей, останется только Брайлевский дисплей. Его активное распространение сдерживают постепенный отказ незрячих пользователей от Брайля как от системы восприятия информации и стабильно высокая стоимость. В то же время формируются две тенденции: мировая – снижение рыночной стоимости Брайлевских дисплеев за счёт использования новых производственных технологий – и Российская – обеспечивать незрячих пользователей этими техническими средствами реабилитации за счёт средств федерального бюджета (чего уже добились пользователи с одновременным нарушением зрения и слуха).

 

Программы экранного доступа

Среди специализированных программных решений ключевую роль для незрячих пользователей играют программы экранного доступа, которые отвечают за создание аудио- и тактильного интерфейсов взаимодействия пользователя с операционными системами и конкретными приложениями. Разработкой программ экранного доступа могут заниматься компании, создающие операционные системы, или сторонние производители. Так, программы NVDA и Jaws for Windows разрабатываются сторонними (по отношению к операционной системе) производителями, а Voice Over является встроенной функцией операционной системы MacOS и разрабатывается компанией Apple. В то же время компания Microsoft в последнее время повысила приоритет разработки собственной программы экранного доступа – «Экранный диктор» (Narrator): к настоящему времени она не может конкурировать с NVDA и Jaws как основное адаптивное решение, но примерно 30% незрячих пользователей запускают её время от времени (подробнее см. WebAIM: Screen Reader User Survey #8 Results).

Программы экранного доступа для настольных операционных систем

Любопытно, что на рынке программ экранного доступа для настольных операционных систем семейства Microsoft Windows и Apple MacOS x представлено три принципиально разных подхода к разработке адаптивных решений: сторонний коммерческий продукт, свободно распространяемое программное обеспечение и практическая реализация концепции универсального дизайна:

  • Программа Jaws for Windows (Job Access with Speech) разрабатывается с середины 90-ых годов прошлого века (первые версии создавались ещё под DOS). Она является коммерческим решением (стоимость лицензии составляет в России около 40 тыс. руб., а ежегодное продление – около 7 тыс. руб.).
  • Первый публичный релиз NVDA (Non-Visual Desktop Access) версии 0.5 состоялся в 2007 году и к концу 2019 года эта бесплатная программа экранного доступа с открытым исходным кодом для MS Windows пережила несколько ушедших в прошлое коммерческих решений (например, Window-Eyes) и существенно потеснила традиционного лидера рынка – Jaws (популярность которой сократилась с 68% в 2009 году до 40,1% в 2019 (подробнее см. WebAIM: Screen Reader User Survey #8 Results).
  • Компания Apple 29 апреля 2005 года представила новую редакцию своей операционной системы для настольных компьютеров и ноутбуков – Mac OS X 10.4 Tiger, в состав которой впервые вошла полнофункциональная программа экранного доступа Voice Over (подробнее см. Портал AppleVis: VoiceOver turns 10 и Apple — Mac OS X at the link Wayback Machine (archived July 28, 2006). С этого момента средства Универсального доступа для незрячих пользователей были реализованы на следующих платформах: iOS, tvOS, watchOS и операционная система iPod (подробнее см. Wikipedia, the free encyclopedia: VoiceOver).

Программы экранного доступа для мобильных платформ

Мобильная революция для незрячих пользователей началась с появлением смартфонов, работающих на платформе Symbian, для которой были разработаны две коммерческие программы экранного доступа – Nuance Talks и Mobile Speak. Появление в 2007 году первого iPhone с его сенсорным интерфейсом вызвало энтузиазм и ажиотаж среди мировой общественности и уныние и разочарование среди незрячих пользователей: гладкий кусок стекла и пластика был абсолютно недоступен для пользователей с полной потерей зрения. Ситуация радикально изменилась в 2009 году, когда в рамках ежегодной презентации новинок от компании Apple 36 секунд трёхчасового выступления были потрачены на рассказ о средствах универсального доступа iPhone 3GS, среди которых был и Voice Over. С тех пор Voice Over для iOS начал задавать очень высокую планку в сфере обеспечения доступности массового устройства «из коробки», обеспечив лояльность сотен тысяч незрячих пользователей по всему миру и кардинально изменив индустрию реабилитационных технологий.

Компания Google также поддерживает доступность своей мобильной платформы – Android, под управлением которой работает большинство современных сенсорных смартфонов. Программа экранного доступа Talk Back в июне 2018 года вошла в состав Android Accessibility Suite. Поскольку Android – более открытая платформа, для неё разрабатываются и сторонние решения (например, Shine Plus и Voice Assistant от компании Samsung).

 

Что такое «программы для незрячих»?

Программа экранного доступа является обязательным (неизбежным) условием использования современных технологий пользователем с полной потерей зрения. Вместе с тем, она используется как посредник, а не самоцель. Иными словами, она нужна для того, чтобы получить доступ к интерфейсу операционной системы и возможностям других информационных сервисов.

Чисто умозрительно можно попытаться выделить информационные сервисы (в первую очередь – приложения для настольных и мобильных операционных систем), к использованию которых тяготеют именно незрячие пользователи:

  1. Реабилитационные решения – приложения, которые решают специфические задачи незрячего пользователя (определение цвета, освещённости или номинала денежных купюр, идентификатор объектов). Наличие таких приложений на смартфоне или компьютере побуждает считать смартфон и персональный компьютер техническим средством реабилитации;
  2. Интерфейсное решение – приложение, нередко рассчитанное на широкую аудиторию, но делающее особый упор на доступности интерфейса для пользователей программ экранного доступа (подкаст-клиенты, программы для чтения электронных текстов, клиенты для социальных сетей). Разработчики таких приложений нередко сотрудничают с сообществами незрячих пользователей и становятся апологетами доступности. Среди наиболее ярких примеров можно выделить клиент для социальной сети VKontakte дляAndroid – Kate Mobile или приложение для чтения электронных текстов Voice Dream Reader;
  3. Сервисные решения – приложения, объединяющее людей для помощи незрячим пользователям (в первую очередь – видеоассистирование). Речь прежде всего идёт о сервисе удалённого видеоассистирования BeMyEyes и его платном аналоге Aira;
  4. Инфраструктурные решения – приложения, которые являются интерфейсом к «умным» устройствам (умный дом): аудио-системы, весы, кулинарные градусники, бойлеры, стиральные машинки и т.д. Незрячий пользователь получает возможность при помощи мобильного приложения взаимодействовать с бытовыми приборами, даже если сами они лишены каких бы то ни было средств обеспечения доступности;
  5. Функциональные решения – приложения, рассчитанные на массового потребителя, но играющие для незрячих пользователей принципиально важную роль (оптическое распознавание текста, синтез речи). Примером может служить приложение для оптического распознавания и чтения плоскопечатных текстов KNFB Reader.

 

Анализ глобальных тенденций

Выше уже отмечалось, что все популярные операционные системы – и для мобильных устройств, и для ноутбуков или настольных компьютеров – оснащены программами экранного доступа. Это позволяет нам чуть подробнее взглянуть на рынок современных смартфонов и компьютеров в целом, а также популярных операционных систем.

По данным портала Statcounter на декабрь 2019 года, среди настольных операционных систем во всём мире Microsoft Windows занимает 77,64%, а на OS X (она же MacOS) приходится 16,46%. Таким образом, на другие настольные операционные системы (например, ChromeOS и различные редакции Linux) остаётся около 5%. Это, условно говоря, означает, что 95 из каждых 100 компьютеров, которые существуют в мире, гарантировано могут использоваться пользователями с полной потерей зрения.

Последний (восьмой) опрос пользователей программ экранного доступа WEBAim (август-сентябрь 2019 года) выявил, что незрячие пользователи на ноутбуках и настольных компьютерах чаще всего используют две программы экранного доступа для MS Windows: NVDA и Jaws for Windows – чуть более 40% каждая. На третьем месте находится Voice Over для MacOS (около 13%). Это, в свою очередь, означает, что, как минимум, 80 незрячих пользователей из каждых 100 тяготеют к использованию операционной системы MS Windows.

По статистике количество ежегодно продаваемых смартфонов составляет примерно 1,4 миллиарда единиц, 98% которых – это устройства на базе Android или iOS (подробнее см. Tech Jobs: CRAZY Android vs iOS Market Share Discoveries in 2020). С точки зрения доступности это означает, что к началу 2020 года практически любой современный смартфон оснащён доступной операционной системой. По данным WEBAim, незрячие пользователи более активно используют устройства на платформе iOS (около 69%), тогда как пользователей Android почти в два с половиной раза меньше – около 27,5%. Такое распределение незрячих пользователей между iOS и Android существенно отличается от пользователей без инвалидности, среди которых превалирует Android.

 

Доступность информационных сервисов: лоскутный обзор лучших практик

Мировые лидеры IT-индустрии очень серьёзно подходят к вопросам обеспечения доступности собственных информационных сервисов. Компания Microsoft, открыто декларируя свою приверженность  ценностям разнообразия и вовлечённости, разрабатывает собственные адаптивные решения (например, мобильное приложение Seeing AI, которое опирается на технологии искусственного интеллекта для описания окружающего пространства незрячим), сотрудничает с ведущими производителями адаптивных технологий для обеспечения доступности интерфейса операционной системы Windows и сторонних программ, а также следит за обеспечением высокого уровня доступности собственных информационных сервисов (см., например, Центр обеспечения доступности Office). На официальном сайте компании создан раздел, посвящённый вопросам доступности, работает служба для обращений клиентов с инвалидностью, проводятся обучающие вебинары для повышения эффективности работы с продуктами компании (в первую очередь операционной системой Windows 10 и Office 365).

Примерно то же самое можно сказать и о других IT-гигантах – Google и Apple. WEB-приложения Google Suite являются образцом с точки зрения доступности для пользователей программ экранного доступа (см., например, Google Calendar и Google Docs), а для поддержки незрячих пользователей кооперируется с ведущим сервисом видеоассистирования BeMyEyes (подробнее см. Google Accessibility support). Разумеется, на официальном сайте компании создан раздел, посвящённый вопросам доступности и использованию специальных возможностей.

В структуре компании Apple создано подразделение, отвечающее за доступность продуктов и сервисов, в котором трудятся в том числе и тотально незрячие разработчики, а также поддерживается связь с сообществом незрячих пользователей. Apple активно продвигает идеи доступности в средствах массовой информации, а точкой входа по всем вопросам доступности является специальный раздел официального сайта.

Вопросы доступности актуальны буквально для всех мировых массовых информационных сервисов. Например, бесплатная система управления контентом WordPress (на которой построен каждый третий современный Интернет-сайт) в 2018 году получила существенное обновление: вместо встроенного редактора Classic editor пользователям был предложен «Гутенберг», который вызвал нарекания со стороны сообщества пользователей с ограниченными возможностями. В результате был организован, оплачен и проведён независимый аудит на доступность, стоимостью в 31 тысячу долларов США и результатом в 329 страниц общедоступного технического отчёта. Специальный раздел официального сайта и команда разработчиков, контролирующих доступность ядра и официальной документации (WordPress accessibility team ведут постоянную работу по устранению барьеров доступности, воспринимая их как полновесные сообщения об ошибках (bug reports).

Ведущая социальная сеть Facebook тщательно следит за доступностью мобильных приложений и WEB-интерфейсов, содержит обширную справочную информацию для пользователей программ экранного доступа, а также с 2016 года разрабатывает автоматизированные средства создания описаний для публикуемых фотографий. Если раньше фотография без добавленного вручную описания вообще не представляла никакого интереса для незрячего пользователя, то теперь он может получить хотя бы самое общее представление о том, что на ней изображено.

 

Вместо заключения

Современные адаптивные решения и общий уровень доступности цифрового контента способны обеспечить людям с такой тяжёлой формой инвалидности, как полная потеря зрения, беспрецедентно высокий уровень самостоятельности и включённости в любые общественные процессы. В сообществе англоязычных пользователей информационных технологий распространено выражение, которое можно примерно перевести на русский язык так: «Сейчас наступило такое время, в котором быть незрячим – очень интересно» — и это во многом обуславливается развитием и повышением доступности информационно-коммуникационных технологий. Очевидно, что при отсутствии глубочайших гуманитарных катаклизмов тенденция на бОльшую включённость людей с различными ограничениями жизнедеятельности во все социальные процессы будет продолжаться.

Вместе с тем, развитие цифровой инклюзии, т.е. включённость людей с инвалидностью во все цифровые социальные процессы за счёт распространения и повышения доступности современных информационно-коммуникационных технологий, в известном смысле упёрлось в социальный риф: существующие технологии позволяют обеспечить гораздо большую степень инклюзии и самореализации, чем социально-психологическое состояние общества. Иными словами, возможности людей с инвалидностью ограничиваются не технологическим прогрессом, а отношенческими барьерами. Чтобы незрячий гражданин смог полноценно учиться и работать, его образ должен прочно засесть в голове у разработчика программного обеспечения как возможный и вероятный пользователь его информационного сервиса. Для этого российскому обществу ещё предстоит повзрослеть, пройдя через болезненные социальные конфликты, которые выражаются в том числе и в многомиллионных судебных исках к компаниям, отказывающимся обеспечивать должный уровень доступности своих информационных сервисов. Вместе с тем, государственное принуждение является хоть и действенным, но отнюдь не единственным способом повышения цифровой доступности. Важнейшую роль в этом процессе играет личная заинтересованность каждого человека, а также ответственность сообщества незрячих пользователей, которые осваивают и используют адаптивные технологии и доступный цифровой контент во имя общественной пользы.

 

Библиография

  1. Портал AppleVis: VoiceOver turns 10:

https://www.applevis.com/blog/voiceover-turns-10

  1. Apple — Mac OS X at the  link Wayback Machine  (archived July 28, 2006):

https://web.archive.org/web/20060728031552/http://www.apple.com/macosx/

  1. Wikipedia, the free encyclopedia: VoiceOver:

https://en.wikipedia.org/wiki/VoiceOver

  1. Play Market – официальный магазин приложений Google: Android Accessibility Suite:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.google.android.marvin.talkback&hl=en

  1. Wikipedia, the free encyclopedia: Google TalkBack:

https://en.wikipedia.org/wiki/Google_TalkBack

  1. Tech Jobs: CRAZY Android vs iOS Market Share Discoveries in 2020

https://leftronic.com/android-vs-ios-market-share/

  1. Wikipedia, the free encyclopedia: screenreader

https://en.wikipedia.org/wiki/Screen_reader

  1. 36 seconds that changed everything: how iPhone learned to talk:

http://www.36seconds.org/

  1. World Wide Web Consortium (W3C): WEB-content accessibility guidelines:

https://www.w3.org/TR/WCAG21/

  1. Словари и энциклопедии на Академике: Текстовый интерфейс пользователя:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/48610

  1. Play Market (официальный магазин приложений для Android): AV3715 PocketReader:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.av3715.player&hl=ru

  1. AppleVis community: Empowering blind and low-vision users of Apple products:

https://applevis.com/

  1. Office Accessibility Center — Resources for people with disabilities:

https://support.office.com/en-us/article/office-accessibility-center-resources-for-people-with-disabilities-ecab0fcf-d143-4fe8-a2ff-6cd596bddc6d

  1. Google Accessibility support:

https://support.google.com/accessibility/answer/7641084?co=GENIE.Platform%3DAndroid&hl=en

  1. Продукты и функции – Google Специальные возможности:

https://www.google.com/accessibility/products-features/

  1. StatCounter Global Stats: Desktop Operating System Market Share Worldwide

https://gs.statcounter.com/os-market-share/desktop/worldwide

  1. WebAIM: Screen Reader User Survey #8 Results:

https://webaim.org/projects/screenreadersurvey8/

  1. NVAccess: Non-visual desktop access:

https://www.nvaccess.org/

  1. Freedom Scientific: Jaws – Job access with speech:

https://www.freedomscientific.com/products/software/jaws/

  1. Wikipedia, the free encyclopedia: NonVisual Desktop Access

https://en.wikipedia.org/wiki/NonVisual_Desktop_Access

  1. com: The Microsoft Diversity and Inclusion Report reveals momentum and learnings for the future:

https://blogs.microsoft.com/blog/2019/11/12/the-microsoft-diversity-and-inclusion-report-reveals-momentum-and-learnings-for-the-future/

  1. com: Seeing AI: An app for visually impaired people that narrates the world around you:

https://www.microsoft.com/en-us/garage/wall-of-fame/seeing-ai/

  1. com: Disability Answer Desk:

https://www.microsoft.com/en-us/accessibility/disability-answer-desk

  1. com: Microsoft accessibility:

https://www.microsoft.com/en-us/accessibility/

  1. com: Специальные возможности:

https://www.google.com/accessibility/

  1. com: Accessibility:

https://www.apple.com/accessibility/

  1. org: Make WordPress Accessible – Equal Access For All:

https://make.wordpress.org/accessibility/

  1. BLOG: WPCAMPUS RELEASES RESULTS OF THE GUTENBERG ACCESSIBILITY AUDIT

https://wpcampus.org/2019/05/gutenberg-audit-results/

  1. com: Специальные возможности:

https://www.facebook.com/help/273947702950567

  1. com: Using Artificial Intelligence to Help Blind People ‘See’ Facebook

https://about.fb.com/news/2016/04/using-artificial-intelligence-to-help-blind-people-see-facebook/

  1. Dot Watch: In touch with the world. From your wrist.

https://www.dotincorp.com/

  1. Orcam My Eye II: We Create Wearable Assistive AI Devices That Change Lives

https://www.orcam.com/en

Оставьте комментарий