На мой поверхностный взгляд, систему распределения технических средств реабилитации (ТСР) среди людей с инвалидностью по зрению надо видоизменять.
Сейчас, в самых общих чертах, механизм получения технического средства реабилитации выглядит следующим образом. Специалисты органов медико-социальной экспертизы, признавая человека инвалидом, заполняют и выдают документ — индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА). Один из разделов этого документа — технические средства реабилитации, которыми инвалид обеспечивается за счёт средств федерального бюджета (то есть БЕСПЛАТНО). На уровне субъектов федерации могут существовать региональные перечни ТСР, закупку и распределение которых берёт на себя Фонд Социального Страхования (для конечного незрячего пользователя — опять же БЕСПЛАТНО).
У такой системы есть, как минимум, два существенных минуса:
- Люди с инвалидностью стремятся получить всё по максимуму (вне зависимости от реальных потребностей);
- Производители ТСР стремятся удовлетворить не запросы реальных пользователей, а пожелания органов государственной власти (специалисты которых страшно далеки от незрячего народа).
В результате вся система производства, закупок и распространения ТСР в России работает крайне неэффективно:
- Отечественные компании как бы «производят» плохую продукцию и (за счёт общественных организаций и пресловутого административного ресурса) проталкивают технические задания на собственные тифлофлешплееры и видеоувеличители;
- Органы государственной власти закупают эту плохую продукцию (поддерживая отечественного производителя) и массово раздают её слепым;
- Слепые, руководствуясь максимой «С паршивой овцы — хоть шерсти клок» и «Авось пригодится…», берут эту технику и хранят дома, не вынимая из коробок (как вариант, передают детям/внукам или пытаются продать).
Сравнительно недавно в перечень ТСР попал Брайлевский дисплей (стоимость которого измеряется сотнями тысяч рублей). Правда, бесплатно его выдают только людям с одновременным нарушением слуха и зрения — слепоглухим. В результате, у меня появилась возможность приобрести за 50 тыс. руб. устройство, которое обошлось Государству в 220 тыс. руб.
И это, надо сказать, очень естественно: ну зачем поздноослепшему и недооглохшему человеку тифлокомпьютер без экрана? А 50 тыс. руб.любому придутся кстати.
Вывод банален:
За ТСР тоже надо платить — пусть десятую часть стоимости, но надо обязательно. От такой схемы выиграют все: государство — сильно сэкономит (то есть повысит эффективность расходования финансовых средств, выделяемых на обеспечение людей с инвалидностью ТСР), а инвалиды по зрению получат реальную возможность пользоваться качественными и очень нужными адаптивными решениями. Сферу производства ТСР такой шаг тоже, разумеется, оздоровит: его очень быстро покинут «игроки», которым влом делать качественную тифлотехнику.
В общем, нашему государству срочно надо начать наживаться на слепых — для нашего же собственного блага. 🙂