Тифлокомпьютеры слепоглухим или битва за Москву

Суть вопроса

Департамент труда и социальной защиты Москвы (или точнее ГКУ «Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы») объявил конкурс на закупку «брайлевских дисплеев… с предустановленным программным обеспечением экранного доступа» для лиц с одновременным нарушением слуха и зрения – слепоглухих. Начальная, т.е. максимальная, стоимость контракта – 2873415,96 рублей, а приобрести планировалось 12 устройств, т.е. стоимость каждого составляет примерно 239,5 тысяч рублей. Котировка была рассчитана на устройство ElBraille, но неожиданно конкурс выиграл совсем другой аппарат – «Ди-Брайль», стоимость которого оказалась почти вдвое ниже.

В процессе приёмки возник конфликт, в который оказались вовлечены и производители технических средств реабилитации, и общественные организации, и отдельно взятые граждане (в том числе незрячие и слепоглухие).

Пытаемся разобраться в деталях…

 

Что всё-таки происходит?

Организационно конфликт вокруг закупки «Ди-Брайль» является следствием спора нескольких производителей технических средств реабилитации. С одной стороны, компания «Круст» (разработчик «Ди-Брайль»), а с другой — компании «Исток Аудио» и «Элита Групп» (первая является дистрибьютором, а вторая — разработчиком устройства ElBraille, которое является функциональным аналогом «Ди-Брайль»).

Общественные организации (Всероссийское общество слепых и Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение») связаны с разработчиками. Так, С.В. Макаров и М.З. Салихов, уполномоченные президентом Всероссийского общества слепых А.Я. Неумывакиным представлять интересы ВОС, отстаивают коммерческие интересы компании «Круст». Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» имеет давнюю историю сотрудничества с компанией «Элита Групп», поэтому эксперты фонда одновременно отстаивают интересы слепоглухих пользователей и коммерческой компании-производителя.

 

Из истории вопроса

Исторически компания «Элита Групп» первой разработала ElBraille и выпустило его на международный, а затем и российский рынок. После того, как Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» пролоббировал вопрос о том, чтобы брайлевские дисплеи были включены в индивидуальные программы реабилитации и абилитации лиц с одновременным нарушением слуха и зрения, органы государственной власти начали организовывать закупки брайлевских дисплеев за счёт средств федерального и региональных бюджетов.

Для организации госзакупок потребовалось техническое задание, которое и было разработано компанией «Элита Групп» фактически не под брайлевский дисплей, а под тифлокомпьютер, которым и является ElBraille.

Таким образом, потребности коммерческой компании-производителя технических средств реабилитации (продавать как бы отечественный ElBraille выгоднее, чем иностранные брайлевские дисплеи) подменили реальный запрос слепоглухих пользователей, которым начали выдавать не брайлевские дисплеи, а тифлокомпьютеры.

 

Что такое «тифлокомпьютер»?

Устройства, подобные ElBraille и «Ди-Брайль» существуют во всём мире и называются не Braille Displays, а Braille notetakers (в русском переводе обычно «органайзеры для слепых»). Отличие брайлевского дисплея от органайзера для слепых аналогично отличию дисплея персонального компьютера от моноблока, который фактически является персональным компьютером в корпусе монитора. С практической точки зрения ElBraille и «Ди-Брайль» — это планшетный ПК на базе ОС Windows, у которого вместо сенсорного экрана — брайлевский дисплей, позволяющий вводить и выводить информацию. Принципиально важную роль играет и программа экранного доступа — дополнительное программное обеспечение, обеспечивающее вывод информации при помощи брайлевского дисплея и/или синтезатора речи.

Компания «Элита Групп», представляющая на российском рынке крупнейшего американского разработчика адаптивных решений Dispero Group (в структуру которого входит Freedom Scientific), использует в ElBraille брайлевские строки линейки Focus и платную программу экранного доступа Jaws for Windows. К тому же, руководитель и некоторые сотрудники компании «Элита Групп» имеют инвалидность по зрению (или даже по зрению и слуху), что побуждает ориентироваться на реальные нужды слепых и слепоглухих пользователей (например, за счёт существенной доработки программного обеспечения ElBraille).

В устройстве «Ди-Брайль» используется бесплатная программа экранного доступа NVDA (Non-visual desktop access) и брайлевские строки Seiko. По оценкам экспертов, возможности NVDA в сочетании с брайлевским дисплеем сильно уступают тому, что может предложить Jaws for Windows. Иными словами, если связка Jaws и Focus позволяют полноценно управлять персональным компьютером, а также вводить и выводить текст, используя необходимые брайлевские таблицы, то NVDA и Seiko от этого этапа пока далеки.

 

Откуда растут «ноги» «Ди-Брайль»?

Компания «Круст» исторически сильна своими связями с руководством Всероссийского общества слепых (С.В. Макаров и М.З. Салихов являются сотрудниками ИПТК «ЛогосВОС») и неформальными связями с территориальными отделениями Фонда Социального Страхования. Есть обоснованные подозрения в том, что обычно , С.В. Макаров и М.З. Салихов навязывают ФСС техническое задание, под требования которого подходит только техника компании «Круст» (и пара несуществующих аналогов для отвода глаз ФАС), и государственные закупки выигрывает вполне конкретная организация.

Наличие платёжеспособного спроса на «брайлевские дисплеи с программным обеспечением» со стороны государство побудило компанию «Круст» разработать собственный аппарат «Ди-Брайль». Сложность оказалась в том, что техническое задание уже существует, поэтому «Крусту» пришлось разрабатывать устройство под это ТЗ.

Соответственно, нет ничего удивительного в том, что «Ди-Брайль» отличается низким качеством реализации аппаратного и программного обеспечения. Оно ведь и разработано так, чтобы соответствовать требованиям технического задания, а не реальным потребностям пользователей. Фактически на текущий момент это прототип, а не полноценное устройство.
Сейчас задача компании «Круст» — пройти приёмку, а затем любыми правдами и неправдами вручить своё детище хотя бы одному слепоглухому Москвы. Если это случится, то можно будет кивать на него: «Если одному слепоглухому пользователю «Ди-Брайль» подошёл, значит устройство в принципе подходит слепоглухим, а удовлетворение индивидуальных потребностей всех пользователей никак не входит в задачи разработчика. Важно, что устройство соответствует требованиям ТЗ».

В этих условиях задача «Исток Аудио» и «Элита Групп» — не допустить даже намёка на возможность победы «Круста», т.к. за Москвой могут последовать и другие регионы. Если формальных оснований для отказа в приёмке не возникнет, некачественные устройства будут поставлены пользователям.

 

Почему «некачественное»?

Вот только один пример. Согласно требованиям технического задания встроенный аккумулятор должен обеспечивать не менее 12 часов автономной работы устройства. На корпусе аппарата есть светодиодный индикатор — он загорается при низком уровне заряда батареи. И это неплохо. Плохо то, что никакой другой информации о состоянии аккумулятора пользователь получить не может. В области уведомлений просто нет значка с текущим зарядом батареи, поскольку без дополнительных усилий со стороны программистов аппарат думает, что подключён к сети электропитания. Это крайне неудобно, но, в целом, было бы не смертельно: есть же светодиодный индикатор низкого уровня заряда. Как загорелся — надо подключать аппарат к розетке. Сложность в том, что пользователь «Ди-Брайль» может не обратить внимания на этот индикатор. Во-первых, потому, что он убран за какую-то защитную крышку, а, во-вторых, потому, что пользователь «Ди-Брайля» — слепоглухой.

Интересно, как сотрудники приёмной комиссии должны были удостовериться в продолжительности работы устройства от аккумулятора. На 12 часов растянуть проверку?..

Оставьте комментарий