Доступность государственных сайтов: минусы проекта приказа МинЦифры

Предпосылки

В мае-июне 2022 года случилась очередная итерация доработки ведомственного приказа МинЦифры о доступности государственных сайтов. Проект приказа Минцифры России «Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» был размещен на regulation.gov.ru

Возник вопрос о целесообразности наличия в проекте Приказа  следующих требований:

  1. Альтернативной версии сайта (при отсутствии технической возможности обеспечить адаптацию основной версии сайта);
  2. Специализированной панели с дополнительным функционалом для слабовидящих, соответствующую следующим критериям:
    1. возможность выбора одного из как минимум трех размеров и двух типов шрифта;
    2. возможность выбора одной из как минимум трех цветовых схем;
    3. возможность выбора межбуквенного и межстрочного интервала;
    4. возможность отключения изображений, анимации и видеоконтента.

Я обсудил текст проекта с коллегами — соавторами ГОСТ-Р 52872-2019 — и подготовил текст для Общественной Палаты Российской Федерации. Затем точечный интерес к моему мнению сформулировало и МинЦифры (причём, через Банк России). В общем, я подумал, что текст было бы полезно опубликовать — что, собственно, и сделал.

 

Комментарии

Рассматриваемый проект приказа Минцифры явно ссылается на ГОС-Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» (далее — ГОСТ-Р).

ГОСТ-Р содержит терминологическую, методологическую и техническую составляющие понятия «Доступность цифрового контента». В ГОСТ-Р содержатся принципы, положения и критерии успешного применения, а также прописаны различные уровни соответствия цифрового контента требованиям доступности.  ГОСТ-Р, являясь органичной частью нормативно правовой системы Российской Федерации, опирается на передовой международный опыт в плане обеспечения доступности цифрового контента — в частности, на руководство по обеспечению доступности WEB-контента (WEB-Content accessibility guidelines) 2.1, которое разрабатывается и поддерживается наиболее авторитетной некоммерческой организацией — Консорциумом Всемирной Паутины (W3C).

Поскольку ГОСТ-Р содержит исчерпывающую информацию о доступности цифрового контента, постольку Приказ органа власти (МинЦифры) должен содержать только нормативно — административную составляющую процесса обеспечения доступности государственных сайтов. Иными словами, приказ:

  1. Устанавливает требования доступности в качестве обязательных;
  2. Определяет необходимый уровень соответствия: приемлемый, высокий или наивысший;
  3. Очерчивает круг Интернет-ресурсов, для которых требования доступности становятся обязательными — государственные сайты..

Приказ не должен содержать (а точнее — должен не содержать) никаких требований, уточняющих, расширяющих, конкретизирующих, дублирующих  или иным образом затрагивающих содержание понятия «доступность цифрового контента».

Иными словами, ГОСТ-Р и Приказ в своих содержательных частях должны не пересекаться, чтобы снизить вероятность рассогласования и противоречий при последующих доработках документов. Больше того, фрагментарный перенос требований доступности из ГОСТ-Р в текст Приказа повышает риск недобросовестной или некачественной адаптации государственных сайтов (см. подробнее ниже).

Проект Приказа в его нынешней редакции включает положения, дублирующие или конкретизирующие требования доступности, сформулированные в ГОСТ-Р. В частности:

  1. альтернативная версия сайта (при отсутствии технической возможности обеспечить адаптацию основной версии сайта);
  2. специализированная панель с дополнительным функционалом для слабовидящих.

Рассмотрим подробнее возможные негативные последствия сохранения этих положений в итоговой версии Приказа.

 

I. Альтернативная версия сайта

Прямое указание на возможность создания альтернативной версии сайта в тексте Приказа (помимо нарушения общей логики документов — описана выше) чревато следующими последствиями:

  • Неэффективным расходованием бюджетных средств — повышение доступности государственных сайтов — обязанность владельца Интернет-ресурса, т.е. в конечном итоге расходы бюджетного учреждения. Поддержка двух полноценных версии одного сайта требует существенно бОльших трудовых ресурсов и финансовых затрат. Приведение основной версии сайта в соответствие с требованиями доступности на практике оказывается не только целесообразнее, но и дешевле;
  • Нарушением прав людей с инвалидностью и лиц с другими ограничениями жизнедеятельности — в целях снижения затрат на разработку и поддержку полноценной альтернативной версии сайта владелец Интернет-ресурса будет стремиться ограничить информационное наполнение и/или функционал альтернативной версии сайта. Об этом свидетельствует богатый опыт повышения доступности государственных сайтов, который накоплен в России к текущему моменту. Это приводит к тому, что посетители государственных сайтов, чувствительные к проблемам доступности цифрового контента, не могут получить требуемую информацию ни на основной (поскольку она недоступна), ни на альтернативной версии сайта (поскольку её содержание и/или функционал неполноценны);
  • Формированием неадекватного представления о текущем уровне доступности цифровой инфраструктуры — альтернативная версия сайта (являясь в подавляющем большинстве случаев совершенно бесполезной с точки зрения доступности) становится тем не менее индикатором доступности Интернет-ресурса. Простое наличие ссылки «Версия для слабовидящих» становится признаком Интернет-сайта, соответствующего требованиям доступности. Среди прочего, возникает побочный эффект: контрольно-надзорные органы, призванные следить за доступностью инфраструктуры (в том числе и цифровой), обращают внимание исключительно на этот «индикатор доступности», ошибочно считая совершенно недоступные государственные сайты доступными или, наоборот, поручая доступным сайтам создать совершенно ненужную альтернативную версию.

 

II. Специализированная панель для слабовидящих

Специализированная панель с дополнительным функционалом для слабовидящих (помимо нарушения общей логики документов — см. выше) также представляется избыточным требованием:

  • Современные пользовательские агенты (Интернет-обозреватели) нередко уже содержат в своём арсенале инструменты для преобразования визуального представления контента;
  • Слабовидящие пользователи, предъявляющие особые требования к визуальному представлению контента, нередко опираются на вспомогательное программное обеспечение — программы увеличения экрана (например, «экранную лупу»).

Логика здесь прозрачная: пользователь с ослабленным зрением испытывает трудности восприятия визуальных интерфейсов вообще, а не только при использовании государственных сайтов. Использование инструментов повышения воспринимаемости контента (тёмная или контрастная версия, собственная цветовая схема, масштаб страницы и размер шрифта, инструменты позиционирования указателя мыши и проч.) обеспечивают комфортную среду для взаимодействия с любыми цифровыми интерфейсами и снижают зависимость от доброй воли владельца конкретного цифрового сервиса. В связи с этим обязательное требование описываемого функционала в Приказе не окажет кардинального влияния на доступность государственных сайтов, но совершенно точно породит избыточную нагрузку на владельцев и разработчиков государственных сайтов. Эта избыточная нагрузка распространится на все государственные сайты и приведёт к необоснованному расходованию бюджетных средств и стремлению саботировать обеспечение доступности со стороны разработчиков (которые также могут знать, что возможности современных операционных систем, вспомогательных технологий и пользовательских агентов гораздо эффективнее справляются с задачами корректировки визуального представления цифрового контента с учётом индивидуальных потребностей каждого пользователя).

 

Резюме

Оба положения необходимо исключить из итоговой редакции Приказа по доступности государственных сайтов.

Оставьте комментарий